Идти ли в школу в 6 лет или Каков оптимальный возраст первоклассника?

Наша несовершенная система среднего образования (украинского) и периодически проводимые над детьми опыты (а как можно иначе назвать 12-летнее школьное обучение, с которым не понаслышке знакома моя старшая дочь), заставляют родителей задолго до выпуска с детского сада задумываться:

  • Идти ли  в школу в 6 лет?
  • Не будет ли очень большой нагрузкой школьная программа для моего сыночка или дочечки?
  • Как «отреагирует» иммунитет малыша?
  • Не обернётся ли потом школьное время депрессией со всеми вытекающими последствиями?
  • А если оставить малыша еще на год в детском саду и не идти ли в школу в 6 лет, не будет ли он в первом классе «дылдой», «переростком» и т.д.?
  • И не пропадёт ли интерес к учёбе, ведь уже сегодня моё чадо и считает, и по слогам читает, и логически рассуждает?
  • А будет ли потом возможность у сына поступить в ВУЗ? Или сразу со школьной скамьи – в армию?…

          Думаю, что таких мучительных вопросов у каждого, осваивающего Искусство быть Мамой и Папой, – миллион. Ведь, дети — цветы жизни (для многих — и смысл жизни),  а родителям предстоит сделать очень важный и ответственный шаг – «лишить ребёнка детства» (фу, как грубо это звучит) и начать вместе с ним новый этап его жизни – период активного накопления знаний, интенсивного развития кругозора, памяти, внимания, мышления и т.д. – этап сознательного формирования личности ребёнка. Конечно, насчёт формирования, можно и поспорить, но сегодня речь не об этом, а о том, каков же оптимальный возраст первоклассника и когда отдавать в школу любимое чадо?

          Практически все родители сомневаются, отдавать ли ребёнка в школу с 6 лет. Ведь кроме официальных предписаний Министерства Образования и не всегда компетентных высказываний знакомых («Мы же вот пошли с 6 лет – и ничего» либо «Вы остаётесь в саду на второй год?! Такой умный и развитый ребёнок! Он же начнёт деградировать!»), весомых причин в этом нет.

          Об этом же говорят и педиатры с психологами, объясняя, что, как правило, 6-летний малыш не готов (ни морально, ни физически, ни психологически) к школьным нагрузкам. Да, у первоклашек уроки по 30 минут, но:

  • 4-5 уроков ежедневно, а это значит, что ребёнок будет «напрягать спину» как минимум 4 часа, что крайне нежелательно для 6-леток (после чего у 70% первоклассников – нарушение осанки или сколиоз);
  • пусть минимальные, но обязательные домашние задания, а это – уже чувство ответственности с психологической нагрузкой;
  • отсутствие дневного сна (а детям до 7 лет рекомендован отдых днём). Причем, заметьте, что «дошколёныш» может и не спать в саду либо дома, но после школы даже не спавшие 6-летние детки попросту «вырубаются»…

         Итак, для того чтобы идти в школу (с 6 лет либо с 7) ребёнок должен быть развит как физически, так и психологически. Под физической готовностью понимается умение ребёнка высидеть 4 урока по 30 минут, при этом – внимательно и сосредоточенно слушать учителя и не отвлекаться.

         А психологической зрелостью принято считать волевую и мотивационную готовность. Мотивационная – это ребёнок сам очень хочет идти в школу, но родителям объясняет:

  • «Мне уже скучно в саду», «В школе учитель научит меня читать и писать», «Я узнаю много нового и интересного» и всё в таком духе – это говорит о том, что ваш малыш психологически готов.
  • « Хочу в школу, т.к. мне подарят красивый портфель (ручку, пенал, букварь, форму)», «В школе у меня будет много новых друзей, с которыми можно весело играть». Если для вашего малыша школа – это то же, что и сад, и привлекает его больше чисто внешние проявления – ваш ребёнок не готов идти ли в школу в 6 лет! Впоследствии очень вероятен панический страх школы.

Определяем готовность ребёнка идти в школу

            Для того чтобы понять, готов ли ваш малыш идти ли в школу в 6 лет, нужно честно и объективно ответить на следующие вопросы:

  1. сын или дочь уже хорошо читают, считают, а возможно и пишут;
  2. ребёнок болеет не чаще 4-5 раз в год, у него нет хронических заболеваний и, тем более, психических особенностей – гиперактивности, СДВ (Синдрома Дефицита Внимания), аутизма и т.д.;
  3.  вам малыш достаточно хорошо социально адаптирован – он умеет знакомиться, имеет опыт посещения детских коллективов (детсад, школа раннего развития, спортсекции);
  4. дите может выразить свою мысль, выговаривает все буквы и разборчиво говорит, не заикается и имеет хороший словарный запас;
  5. ребёнок адекватно оценивает себя и свои поступки (ну, по крайней мере, не считает себя самым умным, красивым, гениальным и никогда не ошибающимся «Властелином Мира»);
  6. он достаточно самостоятелен и умеет ориентироваться в пространстве (знает своё имя, фамилию, домашний адрес, полные имя-фамилию родителей, место их работы, хорошо бы еще и номера телефонов), понимает необходимость обучения, знает правила школы.

           Добавьте сюда еще пару пунктов:

  • какая его первая учительница – грамотный, компетентный, чуткий и понимающий педагог?
  • сколько времени занимает дорога в школу? Если более 20 минут, ребёнок будет приходить в школу уже уставшим.

           Целесообразно отдавать ребёнка в школу с 6 лет только в том случае, если на все (!!!) вопросы вы ответили утвердительно.

«Ребёнок хорошо развит» и «Ребёнок готов к школе» — есть ли разница?

           Конечно, есть. Мало того, это — принципиально разные моменты. Потому как есть вундеркинды, читающие, считающие и пишущие буквально с пелёнок (лет с 3-4). Но вряд ли трёхлетний карапуз имеет достаточное интеллектуальное развитие, чтобы самостоятельно обучаться, решать логические задачи, длительно концентрировать внимание на том, что говорит взрослый, да и просто просидеть 30 минут без движения. Поэтому, даже если ваш ребёнок – гений, решающий в уме квадратные уравнения, не спешите его отдавать в школу (в случае особенной гениальности лучше обучаться экстерном)! Ведь возраст первоклассника определяется далеко не только по умственному развитию. И тому в подтверждение – несколько примеров:

  • у знакомых в классе был очень одарённый ребёнок. В школу он пошёл в 6 лет, но потом «проходил» по два класса за год. В 12 лет он уже был в 11 классе. И вот потом… кроме того, что в ВУЗ он поступить не смог (хотя, почему – не знаю, наверное, возрастное ограничение с 16 лет?), к своим 12 годам он стал очень агрессивным. Был даже случай, когда он покусал учителя! Догадываетесь, чем окончилась для ребёнка такая гениальность и непродуманные действия родителей? Принудительным лечением в психиатрической больнице…
  • и более «мягкий» собственный пример.  Мы старшую дочь, умеющую читать-писать-считать с 4 лет, отдали в школу в… 5 лет. Причем, на собеседовании в первый класс завуч настаивала на том, чтобы мы сразу пошли во второй класс, ибо ей будет скучно в первом. Оправдать своё решение я могу только тем, что наш первый класс был при детском садике (далёком 2000 году были и такие эксперименты). Но вот второй класс, когда уже сели таки за парту и началась полноценная школьная нагрузка, дочечка, щёлкающая задачки «как орешки» и читающая до 100 букв в минуту начала реально «тупить», быстро уставать, отказываться читать вообще и т.д. После двух лет мучений (и её, и наших, т.к.  с криками, плачем, скандалами за уроками сидели до 10-11 ночи), мы перевели дочь в другую школу, с другой программой обучения (чтобы не повторяться), но опять «в третий класс». И как говорится, случилось чудо. Ведь до самого выпуска уроки дочь делала всегда самостоятельно, при этом средний бал аттестата (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, т.к. выпускные еще не закончились) – выше 10 баллов. К чему я это рассказала? Наверное, для того, чтобы вы не делали ошибок в правильном воспитании своего ребёнка и ориентировались только на свой здравый смысл.

            Итак,

Идти или не идти ли в школу в 6 лет?

            Кроме личных убеждений родителей, существуют еще и специальные методики, определяющие «школьную зрелость», по которым можно оценить в баллах готовность малыша к школе. Поэтому, если есть сомнения — в школу с 6 лет или с 7 – проконсультируйтесь у:

  • детского психолога, как правило, есть в каждом детском саду и в школе;
  • педиатра;
  • невролога.

            Если ваше мнение (желание отдать 6-летнего ребёнка в школу) совпало с заключениями специалистов, то нет причин не пойти в школу с 6 лет! Если же нет (а без учёта родительских амбиций, только 10% шестилеток готовы к школьным будням), лучше повременить, пока и организм малыша окрепнет, и нервная система созреет.

            От того, насколько взвешенным и правильным будет родительское  решение, когда отдавать в школу любимое дитя, зависит и безболезненная школьная адаптация, и личная успешность ребёнка, его самооценка, желание учиться и многое другое. Очень важно для определения идеального возраста вашего первоклассника руководствоваться не доводами знакомых о «нормальности их детей», и не мыслями о туманном армейском будущем, а трезво постараться оценить возможности и способности ребёнка, обеспечив «удачный старт» в этой нелёгкой 11-летней школьной «эстафете».

            Мне очень понравился вот этот репортаж о том, отдавать ли ребёнка в школу с 6 лет и какие должны быть условия обучение. Единственное, сюжет на украинском, но, в принципе, все понятно, доступно, временами поражает, местами и шокирует…

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Подпишитесь и вы не пропустите ни одной новой статьи

Subscribe.Ru
Искусство быть Мамой
Подписаться письмом

8 Комментариев кo Идти ли в школу в 6 лет или Каков оптимальный возраст первоклассника?

  1. Инна, если проверять готовность по тем вопросам, которые Вы предложили. то ни один ребенок, ни 6, ни 7 лет в школу не готов, так как навряд ли положительно ответит на все вопросы. Но вот в чем Вы абсолютно правы, так это в том, что надо проверять готовность ребенка к школе и отдавать в зависимости от рекомендаций специалистов.
    К сожалению, большинство родителей не учитывает психологическую готовность ребенка к школе. А именно она является определяющей.
    Как определить готовность ребенка к школе? Как подготовить его к школе? Об этом речь на бесплатном вебинаре

  2. Марина:

    У нас в России принимают в школу с 6,5 лет. Для кого-то это действительно рано, для кого-то в самый раз, ну а кому-то даже можно и во второй класс сразу! Всё индивидуально.
    Поделюсь собственными воспоминаниями. Меня отдали в школу в 6,4 года. Тогда, в конце 80-х гг. прошлого века, были первые классы (хотя назывались они подготовительными) при садиках. Режим дня был детсадиковский (т.е. прием пищи несколько раз в день по расписанию, прогулки 2 раза в день, дневной сон – всё это было сохранено). Но дополнительно проводились уроки. Мы даже портфели с учебниками в сад таскали. Потом нас всех дружно перевели во второй класс, но уже в обычной школе.
    Думаю, такой вариант и сейчас был бы самым подходящим для неокрепшей детской психики. Нас очень деликатно подготавливали к школьному образу жизни.
    Сейчас же детишки выпускаясь из детского сада приходят в школы, и им очень сложно адаптироваться к новой реальности.

  3. Инна Ризаева:

    Да, Марина, полностью с вами согласна, что если с в школу 6 лет, то — при детском садике.
    А у нас, чтоб «остаться» в саду на второй год, необходимо покупать справку-мед.отвод от школы. Хотя сыну на 1 сентября — 6,1 всего. И вокруг все поучают, что я — сумасшедшая мама, не думающая об будущем сына… Кстати, с нашей детсадовской группы мы — единственные, которые не идут в школу. Жалко деток…

  4. Инна Ризаева:

    Татьяна, извините, но мне пришлось удалить ссылку на ваш вебинар. Готова обменяться ссылками (постами). 😉
    А о готовности к школе, вернее, о перечисленных мною пунктах — так это, кажись, под силу любому ребёнку. Мой, например, единственное, что не знает, так это полный домашний адрес и номера мобильных телефонов родителей. А вот по остальным параметрам — практически готов.
    Но суть же статьи как раз не в этом, а чтобы родители не гнались за модой на раннее развитие и, соответственно, образование, а адекватно подходили к готовности ребёнка к таким серьёзным переменам в его жизни, как школа.
    Кстати, мы единственные из всей группы, которые не идут в этом году в школу, и на нас все посматривают очень косо, чуть ли не крутя пальцем у виска…
    К сожалению, как вы правильно сказали, очень не многие задумываются о психологической готовности, стараясь вложить в малыша только умения читать и писать. А это, на мой взгляд, может привести к серьёзным проблемам.

  5. Инна, это Вам только кажется, что все задания под силу любому шестилетке. А когда ежедневно сталкиваешься с десятками таких детей, то замечаешь, что далеко не все выполнят даже половину заданий.
    Вы правы. Не стоит торопиться в школу, потому что так делает большинство. Оптимальный возраст для начала учебы — это 7 лет. И как бы ни меняли программу, условия школы не рассчитаны на шестилеток. Так стоит ли создавать проблемы себе и ребенку? Намного лучше подождать годик и дать время ребенку подрасти.

  6. А я с наградой )
    http://dorasti.blogspot.com/2012/06/blog-post_17.html

    А еще приглашаю на мой конкурс самодельных настольных игр
    http://dorasti.blogspot.com/2012/05/blog-post_27.html

  7. Инна Ризаева:

    Спасибо большое, Мария!!!! Очень приятно!!!!

  8. Александра:

    Моему сыну на 1 сентября будет 6 лет 9 мес. Я с самого начала не рассматривала обучение в школе раньше 7 лет, если только психологи и медики не убедят меня, что ребёнку просто необходимо идти в школу раньше. Читает с 4-х лет, решает простенькие задачи (в пределах нескольких десятков), счёт туда-обратно с любого числа в пределах нескольких тысяч, пишет печатными буквами. Знакомые и родственники говорят, что зря не отправляю, но учителя в один голос твердят, что правильно, не надо мучить ребёнка, мальчикам лучше идти позже. В детсад он не ходил, но занимается в Школе Искусств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *